Шапу́р I (? - 272), царь Ирана с 239 или 241, из династии Сасанидов. Сын Ардашира I. Значительно расширил границы государства. Вёл войны с Римом; в 260 у Эдессы разбил и взял в плен императора Валериана.
* * *
ШАПУР I - ШАПУР I (ум. 272), правитель державы Сасанидов (см. САСАНИДЫ) с 242 по 272 годы.
Царствование Шапура начинается с активной военной борьбы с Римом. В 244 в ходе войны в Вавилонии погибает римский император Гордиан III (см. ГОРДИАН III), и Шапур заключает мирный договор с его преемником - Филиппом Арабом (см. ФИЛИПП I Араб). На основе этого договора к Ирану была присоединена Армения.
Однако вскоре война с Римом вспыхивает вновь, и после длительной борьбы с переменным успехом в 260 следует битва, в которой в плен к персам попадает римский император Валериан. В итоге западная граница Ирана продвигается в области Сирии, Киликии, Каппадокии, Малой Армении. Завоевательные войны сопровождаются получением большой добычи. Шапур использовал значительное ослабление Римского государства для закрепления своих территориальных владений. Под власть Ирана переходят территории Грузии, где основываются новые формы правления династии Петиахшей, находившихся в непосредственном родства с сасанидскими шахами. Аршакидская династия Армении вынуждена следовать политическим и административным предписаниям Сасанидов. Эта эпоха становления царства сравнительно бедна какими-либо внутренними, важными для страны событиями.
Наиболее ярким явлением оказалась деятельность пророка Мани (см. МАНИ), распространявшаяся от восточно-римских владений на большую часть державы Сасанидов. Зороастризм, культ богини Анахит (см. АНАХИТ) и прочих местных божеств оказал значительное влияние на оформление духовной жизни нового государства. Однако вовлечение широких народных масс в движение манихеев оказало воздействие на последующую духовную культуру страны.
Во времена Шапура окончательно оформляются все символические установления, характеризующие и возвеличивающие власть иранских шахиншахов. Это устойчивые виды монетного чекана, рельефы, изображающие инвеститурные сцены введения шахиншахов во власть соответствующими божествами, выбитые на скалах в Накш-и-Рустаме, а также огромное количество различных видов торевтики (см. ТОРЕВТИКА) (чаши, кубки, кувшины) на которых изображалась «государственная» жизнь шаха и его двора. Этой полуритуальной утварью сасанидские владыки Ирана жаловали свое окружение и правителей крупных областей.